О камейках (примитивная долбленкая лодка-катамаран)
Всего лишь 10-15 лет назад еще существовали на каждом из наших озер простейшие долбленые лодки-катамараны, которые все называли камейками, но со временем они сгнили, а новых никто больше не строит. Жаль, что ушло умение их строить, ведь лодка эта была входу сотни, а может и тысячи лет, технология её изготовления самая примитивная из всех возможных технологий изготовления лодок. На нашем озере последняя догнивает на мелковдье около усадьбы, а пару лет назад видел такую же в музее г. Гродно, на экспонате была подпись «Средневековый челн, XIV век». До этого интересовался самим словом «камейка» и нашел его в словаре Даля, оказалось, что такая лодка, под этим названием была широко распространена в нашем регионе, особенно на Псковщине.
Недавно случайно встретил на просторах интернета статью, посвященную данной теме, её и предлагаю вашему вниманию. Текст и фотографии автора материала, ссылка на первоисточник имеется.
Есть ещё просьба к односельчанам, если сохранились у кого-нибудь тёсла (инструмент для изготовления камейки, похожий на деформированный топор), напишите пожалуйста мне. Есть интерес самостоятельно изготовить такую лодку. Далее статья про камейку.
Источник информации:
https://wildlife.by/ecology/articles/Komyya%20%E2%80%93%20katamarani%20Severo-Zapada%20Rossii/
Автор: Андрей Прутенский
Во время одной из экспедиций, посвященных изучению традиционных деревянных плавсредств Запада и Севера России, на территории современного Андреапольского района Тверской области (ранее псковские и новгородские земли), нам удалось наткнуться на уникальные долбленые катамараны-однодеревки. Эти суда существуют в неизменном виде, вероятно, со времен Древней Руси и до сих пор используются местным населением удаленных от цивилизации деревень. Речь идет о челнах-близнецах, сделанных из пары грубо выдолбленных осиновых стволов, соединенных друг с другом при помощи двух металлических стяжек на гайках и называемых местным населением «комья». На языке современных лодочников такая конструкция именуется катамараном.
Доживающие свой век комья в верховьях реки Торопы
Как выяснилось впоследствии, эти долбленки в течение длительного времени были в употреблении у населения Псковской1, Тверской и Новгородской губерний, а похожие лодки – и у вовсе отдаленных народов.
Действующие комья на озере Жельно, Андреапольский район Тверской области
В настоящее время производство комьев, вероятнее всего, прекращено, однако те из них, что еще сохранились, по-прежнему эксплуатируются населением. Все лодки, представленные на фотографиях в данной статье, были найдены нами вдоль рек Торопа, Волкота, Хлюстовка, а также на берегах озер Охват, Городно, Лучанское и Мишутинское Андреапольского района Тверской области и на некоторых других водоемах современной Псковщины и Новгородчины во время поездок, предпринятых в 2005–2008 годах.
Традиционное деревянное судостроение на территории нашей страны имеет многовековую историю. Человек издревле селился возле воды, а сеть водоемов России уникальна. Использовать водоемы в качестве транспортных путей и перемещаться по ним он начал довольно рано. Вероятно, первым «осмысленным» деревянным плавсредством было бревно, позже – плот. В дальнейшем, с развитием навыков ручного труда и появлением инструментов, стали использоваться лодки-долбленки, известные также, как «однодеревки», поскольку изготавливались они из ствола одного-единственного дерева. В некоторых местностях неустойчивые челны-однодеревки ставили рядом, соединяли, и получались «близнецы», «корытки», комья…
Действующие комья на р. Торопе и стандартная надувная «Уфимка». Сравните габариты
Эволюция деревянного судостроения примерно такова: долбленка-колода (одиночка) -> «разведенка» -> долбленка с набоями -> лодка с долбленным днищем и наборными бортами и, наконец, полностью наборная конструкция. Таким образом, обнаружение действующих долбленых лодок, изготавливаемых по традиционной многовековой технологии, да еще в парном исполнении, не может оставить равнодушным никого, кто хоть немного интересуется историей вообще и деревянным судостроением и традиционными промыслами в частности.
Хождение на комьях
Конструктивно, комья представляют собой примитивный долбленый катамаран, выполненный из ствола одного единственного дерева либо из двух деревьев одинакового диаметра. Долбленые корпуса закрепляются друг подле друга при помощи металлических «тяг» на гайках и продольно ориентированной доски-«сшива». Изготавливались комья из одной колоды мягкого мелкослойного дерева, такого так осина, тополь, липа, посредством долбления или выжигания, а то и посредством обоих способов. Наиболее распространенный материал для изготовления – осина.
Действующие комья на одной из проток между озерами в системе реки Торопы
Металлические тяги и гайки изготавливались в местных кузнях. Особенность комьев состоит в незначительном разлете корпусов (небольшое расстояние между ними), что делает лодку узкой и неустойчивой (неостойчивой), но позволяет ей легко передвигаться по узким заросшим протокам между озерами, столь многочисленными в краях, где эти катамараны встречаются. Правили комьями стоя при помощи шеста. Иногда в комплект могло входить короткое деревянное весло или деревянные гребки. При этом шест использовался в качестве ходового движителя, а весло и гребки – для подруливания на месте, скажем, при рыбной ловле. В.И. Даль описывает и вариант, когда комьями правили при помощи двухлопастного весла: «…гребец, с двулопастным веслом, сидит верхом, на сшиве…», однако данный вариант был явно менее распространен.
Два долбленных теслом осиновых бревна, доска-«сшивка» и два металлических стяжки – конструктивные особенности комьев
Особенности территории распространения.
Уникальность территории, на которой были найдены действующие долбленые комья-однодеревки, заключается в том, что это Великий водораздел Русской равнины – Валдайская возвышенность, где начинаются три крупные реки: Волга, Западная Двина и Днепр. Каждая из них несет свои воды в разные морские бассейны: Волга - в Каспий, Западная Двина – в Балтику, а Днепр – в Черное море. Более 1500 рек на Валдайской возвышенности относятся только к территории нынешней Тверской области, а число озер здесь превышает 4500. Реки и озера издавна служили водными путями, по которым происходило освоение лесных малонаселенных земель.
Какие только народности не проходили по территории Великого водораздела, начиная с Х тысячелетия до нашей эры, с той поры, когда водораздел превратился в один из важнейших внутренних водных узлов континента, и началось его активное освоение человеком. Примечательно, что на этой территории расположен и Селигер - крупнейшая система озер и проток, лежащая на перекрестке водных путей, связывающих пять морей: Каспийское, Азовское, Черное, Балтийское (через Волгу, Западную Двину, Днепр, Ловать) и Белое (через приток Волги Шексну - озеро Кубанское - реку Сухону). Естественно, что по этим путям очень рано начали перемещаться люди, обмениваясь товарами. Особенностью же территории Великого водораздела является обилие озер, соединенных между собой узкими протоками. К примеру, та же Торопа в верхнем течении представляет собой озера, соединенные протоками, а великое озеро Селигер тоже не что иное, как цепь озер и проток, называемых местным населением «реками».
Протоки имеют обыкновение зарастать уже к середине лета, а некоторые мелкие озера и речки зарастают так, что ни на чем другом, кроме как на тяжелой, обладающей большой инерцией долбленке, по ним и не пробраться. Таким образом, деревянные долбленые катамараны являлись идеальным средством передвижения близ дома - для постановки сетей и мереж, ужения рыбы, поездок на охоту, а также за грибами и ягодами и просто в гости.
Из опроса старожилов деревень вдоль озера Охват (система Селигера) и краеведов удалось узнать, что комья были популярны и у профессиональных сплавщиков леса, проживавших по берегам реки Волкоты – основной магистрали сплава до Западной Двины (и по ней – в Прибалтику). Неизвестно, пользовались ли сплавщики комьями для своих профессиональных надобностей, но в хозяйстве они у них имелись однозначно.
Когда возникли комья?
Определить давность традиции строения долбленых челнов на Северо-Западе России затруднительно. Совершенно точно лишь то, что «…однодеревки, расширенные в результате термической обработки […], известны в североевропейском регионе с первых веков нашей эры. Суда, построенные на однодеревной основе, не претерпевают на протяжении Средневековья существенных изменений и почти в том же виде дожили до наших дней». Это утверждение принадлежит Петру Егоровичу Сорокину – историку древнерусского судостроения и подводному археологу (Сорокин П.Е., 1997, С. 92, 94).
Что в имени твоем?
Удивительность парных долбленок, или «близнецов», встречающихся на реках и озерах современных Тверской, Псковской и Новгородской областей, заключается также в том, что чрезвычайно сильно варьируются их названия, употребляемые в разных местностях. Так, в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля имеется словарная статья, поясняющая, что в Псковской губернии лодка, представляющая собой «…два топорно выдолбленных корытом […] в виде челнов […] бревна, сплоченных рядом вместе […] называется […] камьи (мн.) или камейка». Он же приводит и другие варианты названия данной лодки: «Комяги, камьи, комьи2, пара комяг – связкой, волжское - корытки». Брокгауз и Ефрон, описывая «долбленые изделия», указывают, что «…кроме […] лодок-одиночек встречаются еще двойные, или близнецы, когда две долбушки сплачиваются вместе (рядом) […]; местные названия таких однодеревок: камьи, камейки (Псков), комяги (восточные губернии), корытки (на Волге), рейки (Новгородская губерния) и др.». Встречаются в литературе и другие названия этих плавсредств, как то: «комья», «комье», «комли». Подобное многообразие названий одного и того же предмета говорит о многонациональности небольшой, по российским масштабам, территории, на которой встречаются описываемые лодки, а также о смешении языков большого количества народностей, которые сменяли и дополняли друг друга на протяжении многих поколений.
Так, Брокгауз и Ефрон, описывая территорию современной им Псковской губернии, отмечали: «…первоначальным населением местности нынешней Псковской губернии были Чудь, затем сюда проникли Кривичи, позднее пришли славяне с Дуная. Язык псковичан не чисто русский, как у новгородцев, а с примесью слов и оборотов, чуждых русскому языку…». А великий русский этнограф Владимир Иванович Даль, характеризуя речь населения тех же мест, указывал, что «…помимо русского […] встречается произношение с признаками литовского языка […] и белорусское произношение (Торопецкий уезд), […] слышится речь ильменских славян, […] а также речь народов финского племени, и […] живут так называемые полуверцы, говорящие по-эстонски, […] а также немало латышей…».
Местный рыбак на комьях.
От населения, проживающего в населенных пунктах, расположенных в 20-70 км от современного Андреаполя, мне удалось услышать следующие варианты наименования долбленых катамаранов: «комья», «комье», «комли». Откуда произошло название и какое из них было изначальным, сказать в высшей степени затруднительно. Все три вышеприведенных варианта, а также «комяги» с земель, расположенных к востоку от современного Андреаполя, могут восходить к слову «комель», то есть основание дерева, из чего они, собственно, и изготавливались. Утверждение симпатичное, но спорное, так как в лексиконе коренных жителей деревень, расположенных в верхнем течении Торопы, до настоящего времени сохранился диалект, весьма сильно отличающийся от «традиционного» русского языка, так что «комель» может быть и совсем не при чем. К примеру, индюка «приторопецкие» старожилы до сих пор называют «куран», муравья – «сикаха», бабочку – «мяклиш», а форель - «лососька»… В.И. Даль, толкуя термины «камья» и «комяга», восходил к татарскому «кеме», означающему лодку; но похожее слово, обозначающее однокорпусную долбленку, встречается у некоторых сибирских народов. В отношении вариантов «комяга» и «комей»Владимир Иванович предполагал, что основоположным было псковское «комляга» или «комель», обозначавшие именно комель, то есть основание дерева. Ну а Макс Фасмер, также упоминающий в своем этимологическом словаре термин «ко́мей» - «лодка-однодеревка» (псковское) считал, что он восходит, скорее к «комя́га», чем к тюркскому «кеме» (лодка).
Что касается названий однокорпусных долбленок, изготавливаемых в стародавние времена на территории современных Псковской, Новгородской, Тверской, Смоленской областей, то они еще более многообразны. У Брокгауза и Ефрона читаем: «(встречаются) […] различного рода лодки, выполненные из толстых стволов деревьев, распиленных пополам и выдолбленных внутри по оси… Называются они различно, смотря по местности: буса на Днепре, […] долбанец (Псковская губерния), древо (Смоленская губерния), дубас (Вологодская, Тверская, Воронежская), […] камья, комей (Псковская)». У В.И. Даля – «лодка долбушка, бат, ботник, однодеревка, душегубка». Кстати, термин «душегубка» употреблялся и по отношению к парным комьям, которым и посвящена эта статья. Применялся ранее, да и сейчас кое-где встречается…
Лодки-душегубки
Как и кем делались комья?
Вероятнее всего, в давние времена, когда не существовало профессионального деления, и каждый сам для себя изготавливал средства рыболовства, охоты и домашнюю утварь, плавсредства тоже производили самостоятельно. Однако достоверно известно, что в XIX - начале XX веков уже существовал народный промысел производства челнов и прочих лодок, занимались которым семейно. В книге «Кустарные промыслы Псковской губернии» (Псков, 1914) читаем: «…для ряда деревень Торопецкого и Холмского уездов существовало самобытно ремесло – производство долбленых челноков-однодеревок двойных (комьев)…». «Организация труда семейная, без наемных рабочих. Разделения труда не существует. Длительность рабочаго дня 9-10 часов, с 8 часов утра до 6 часов вечера. Кроме обычных древообделочных промыслов – топором, кустари пользуются еще скобелем (40-60 коп.) и теслом (60 – 1 р. 50 коп.). Материал для промысла – осина». И еще, там же: «Производство лодок в двух деревнях Посадниковской волости Новоржевскаго уезда и в двух деревнях Жадринской волости Опочецкого уезда по одному двору каждый, причем оба двора работают исключительно на заказчиков. Занимаются промыслом весною около 2 ½ месяцев. Инструменты для стройки лодок употребляют исключительно столярные… Полный комплект инструментов стоит рублей 10. Лодки вырабатываются разных размеров». Далее: «…производство челнов разбросано по разным деревням юго-восточной части губернии в уездах Великолуцком, Холмсоком и Торопецком. Промысел этот существует издавна. Причинами, вызвавшими к жизни этот промысел были, с одной стороны, наличность природных материалов, с другой – близость к озерам и рекам, обуславливающая постоянный сбыт. С течением времени […] рынок сбыта постоянно расширялся.
Промыслом занимаются исключительно мужчины. Заняты бывают обычно круглый год, за исключением летних 4 месяцев. Но хотя период промысла и продолжителен, случаются значительные перерывы в работе, объясняемые трудностью приобретения подходящих материалов. Для челнов требуется толстая (от 10 до 18 вершков) осина. Приобретается осина поценно в казенных или частновладельческих лесах у перекупщиков по цене от 2 до 3 рубелей дерево. Из одного дерева выходит 1-2 челна».
Промысловиков, занятых изготовлением комьев (комяг) и прочих грубых долбленых изделий (корыт), называли комяжниками (встречается у В.И. Даля).
Известно также, что жители удаленных деревень хуторов порой крали материал для лодок непосредственно в лесу и там же, на месте, комья тесали. Эксплуатировались такие лодки на месте, к жилью не пригонялись.
«Стапель» в лесу. На одной из проток мы нашли место, где когда-то начали строить очередные комья. В качестве сырья местный корабел использовал ствол осины, сваленный бобрами. Из ствола был вырезан фрагмент требуемой длины, и заготовке начали придавать типичную форму. Почему процесс не был завершен – загадка…
Существовало два типа комьев (да и однокорпусных челнов тоже): «развернутые» и нет. Неразвернутые челны представляют собой наиболее примитивный вариант долбленок – для их изготовления требовалось лишь выдолбить изнутри заготовку до нужной толщины стенок. Учитывая дефицит исполинских по толщине осин, ширина корпуса оставляла желать лучшего. Для того, чтобы долбленка стала шире, ее было необходимо развернуть, а точнее – распарить. Для этого существовало несколько технологий – от примитивного заливания выдолбленной заготовки кипящей водой с последующим распиранием «упругами» из сосновых веток до сложной технологии распаривания над кипящей смолой и над открытым огнем. В последнем случае достигался наилучший эффект, но только тогда, когда влажная древесина уже начинала обугливаться. Заготовка челна с выбранной изнутри древесиной нагревалась (распаривалась) над костром до обугливания и, таким образом, «разводилась». «Развернутый» корпус «долбушки» укрепляли изнутри деревянными упругами-распорками, как правило, из сосновых или еловых веток. Какая именно технология применялась для разворачивания андреапольских комьев, узнать не удалось, но развернутые экземпляры, определенно, были3.
Для долбления челнов использовались тесла – своеобразные «поперечные» топоры с совкообразным профилем. Работали теслом «на себя», постепенно выбирая лишнюю древесину. Основной проблемой при изготовлении всех долбленых лодок, вне зависимости от их происхождения, является необходимость контроля толщины стенки изделия.
Столярный инструмент для изготовления комьев. В центре – 2 тесла. Из коллекции Андреапольского краеведческого музея
Для того, чтобы добиваться одинаковой толщины борта, на всей территории Евразии существовало всего два «технологических» способа – с применением клиньев и с применением шила. Первый способ более точен, но и сложен. Для его реализации в дне и бортах вытесанной заготовки будущего челна сверлились отверстия, в которые забивались сторожки4, изготовленные, как правило, из древесины цвета, отличного от цвета материала челна. Зачастую это были сучки ели, а в Сибири - ольхи. В некоторых случаях концы сторожков чернились. Забивались сторожки на нужную глубину, соответствующую желаемой толщине борта, либо дна лодки. Впоследствии вся лишняя древесина изнутри заготовки вытесывалась теслом. Второй способ заключался в контроле толщины борта при помощи шила («шилья»), которым древесина протыкалась снаружи-внутрь. Способ более простой, но менее надежный; применимый только на сыром бревне. Обследованные нами комья Андреапольского района не имеют сторожков, а, следовательно, изготовлены либо по «второй» технологии, либо еще проще – «на глаз».
Металлические стяжки на самодельных гайках
Тяги – металлические стержни изрядной толщины, более всего соответствующие современному лому, выковывались местными кузнецами в кузнях. Для изготовления пары комьев тяг требовалось две. По концам их нарезалась резьба, в области носа и кормы корпусов будущей лодки сверлились горизонтальные отверстия под тяги, после чего корпуса устанавливались «друг подле друга» и фиксировались самодельными же гайками; часто – грубыми и квадратными. Поверх места соединения корпусов устанавливалась продольная доска-сшив, на которой полагалось сидеть во время рыбалки, а то и во время гребли. Руля не полагалось. На некоторых лодках устанавливалась грузовая платформа, как, например, на комьях из деревни Курово, представленных в Андреапольском краеведческом музее. Вариант с грузовой платформой более редок, чем без нее.
Грузовые комья с платформой. Из коллекции Андреапольского краеведческого музея
Близ деревни Москва Андреапольского района нам встретился еще один интересный вариант двухкорпусной долбленки, промежуточный между традиционными комьями и однокорпусными челнами. Остатки догнивающей в воде лодки явно были собраны воедино из двух продольно разрезанных по «килю» долбленок, то есть лодка состояла из двух половин – правой и левой, соединенных между собой металлическими скобами, где ранее, вероятнее всего, было шитье древесным корнем. Была ли эта лодка переделанными комьями или изначально строилась из двух половин, узнать не удалось ввиду того, что не у кого…
Фрагмент однокорпуской долбленки, составленный из двух буквально сшитых между «развернутых» над огнем, предварительно выдолбленных осиновых бревен. Лодка была найдена нами у деревни Москва (Андреапольский район). Хорошо видны продольный шов из корня сосны, часть шва отремонтирована алюминиевой проволокой. Такие же корпуса были у части комьев
В настоящее время промысел изготовления лодок долбленок утрачивается. В Андреапольском районе одним из мест, где традиционно, из века в век изготавливались комья, была деревня Курово. Сохранились ли там мастера в настоящее время – сказать трудно. По информации, полученной нами во время поездок «за комьями», никого из них в живых не осталось… Традиционный промысел производства комьев существовал также и в деревнях, расположенных вдоль реки Волкоты – основной питающей реки озера Охват. Проживавшие там сплавщики промышляли сплавом леса по Волкоте в Охват и оттуда – в Западную Двину5. Для каких именно целей делались комья жителями этих деревень – для сплава или все же для рыбалки и каких-то «местных» целей, сказать не представляется возможным, так как в настоящее время все эти деревни разрушены. Существовал когда-то подобный промысел и в Торопаце – села, стоящего у истока Торопы. Интересно, что во времена расцвета «холодной войны», когда андреапольские земли рассматривались исключительно как стратегические6, коренные жители деревень повадились изготавливать эдакие «вариации на тему» - комья из алюминиевых топливных баков самолетов.
Алюминиевые комья – «вариация на тему»
Одну из таких поделок, сфотографированную на озере Охват близ деревни Бобровец, можно видеть на фотографии: у алюминиевых комьев даже транец имеется; а рядом – догнивают затопленные традиционные комли…
Сколько пройдет времени, прежде чем «немузейные» экземпляры комьев полностью исчезнут с рек и озер Северо-Запада России? Сказать трудно, но приблизительно можно: в пределах 10-15 лет. Дело в том, что средняя длительность эксплуатации лодок-долбленок всех видов, выполненных их лиственных пород дерева – порядка 10 лет +/- 5 лет – в зависимости от аккуратности эксплуатации и способа хранения. Действующие комья, найденные нами на озере Жельно, датируются максимум 80 годами XXстолетия, и они не блещут сохранностью.
Догнивающие комья – это все, что осталось
Все остальные – либо старше, либо более разрушены. По словам местных, многие комья были сожжены на дрова рыбалками и охотниками7. А между тем, даже в музеях с комьями туговато. Андреапольскому краеведческому исключительно благодаря его руководителю Валерию Линкевичу, можно сказать, повезло: удалось добыть прекрасный экземпляр грузовых комьев из деревни Курово. А вот более крупному в Торжке не «подфартило»: комья были заказаны одному из оставшихся в живых умельцев, а тот запил да так и не сделал… Таким образом, спустя полтора десятилетия мы рискуем больше никогда не встретиться с долбленками-близнецами, по крайней мере, на водоеме…
Пара историй «из жизни» комьев
- Лодка-душегубка
Среди многочисленных названий комьев, принятых в различных регионах, в словаре Даля можно встретить и такое: «лодка-душегубка». Название неслучайное. За неустойчивость и склонность к перевороту, а также сильную инерцию, комья за длительное время своего существования заработали весьма дурную славу, особенно, среди тех, кто ими регулярно не пользовался. Забредя в поисках раритетных катамаранов в деревню Москва Андреапольского района и обратившись к местному жителю (москвичу J) на предмет «не завалялось ли где-нибудь парочки ненужных комьев», в ответ мы услышали: «Да на них же утопнуть в два счета!.. Не-е, мы лодками пользуемся… Вон, за деревней валяются, никому не нужные. Поди уж, погнили начисто. Забирайте, коли есть интерес». Интерес был, но только фотографического характера, а комья действительно оказались сгнившими…
Упоминают о коварстве этих лодок и другие жители Андреапольского района. Одна из чрезвычайно пожилых женщин-старожилок сообщила, что «батюшка местный в стародавние времена поехал на комьях через озеро, да и утоп…». Одна из возможных причин небезопасности комьев кроется в их конструкции: многие бревна-заготовки не «разворачивались» над огнем после выдалбливания, а оставались в форме трубы с выбранным верхом, то есть имели сближающиеся кверху борта. Такая конструкция способствовала тому, что при перевороте катамарана одна из ног его владельца, обутого по обыкновению в грубые кирзовые сапоги, плотно фиксированные на ногах портянками, оказывалась защемленной в корпусе лодки. Хорошо, если ногу удавалось своевременно освободить, а если нет…
- Лодка-спасительница
Люди, регулярно пользующиеся комьями, отзываются о них тепло. Пускай – тяжелые и неустойчивые, неуклюжие, но – свои. Опять же и за материалами для изготовления ходить далеко не требуется. На протяжении длительного времени жители деревень пребывали в крайней нищете, так что лодка, для производства которой помимо двух осиновых бревен, пары ломов и горсти гаек ничего не требовалось, не могла остаться невостребованной. Случались с участием комьев и довольно курьезные истории, тем не менее, характеризующие эти лодки с самой лучшей стороны. Одну из них я узнал от товарища по работе, а тот – от дядьки-лесника, родом из одной из деревень Андреапольского района. История эта вполне правдива и подтверждается местными жителями, произошла она в 1982 году – ранней весной, в половодье, сразу же после того, как стаял снег. Сплавлялся тот мужичок-лесник по своим лесничьим делам на комьях из озера Хлюстовно по реке Хлюстовке (см. фото), из-за половодья многоводной и стремительной. Вдруг, откуда ни возьмись, из лесу медведь. Выскочил и побежал по берегу за лодкой, а затем, что совсем для медведей не характерно, прыгнул в воду и поплыл за ней, «страшно ревя». Лесник стал удирать от него на комьях, отталкиваясь шестом - медведь не отставал. Преследовал косолапый лесника довольно долго – до того места, где Хлюстовка под дорогу в бетонную трубу ныряла – дядька лег и проплыл, а медведь не решился… Впоследствии лесник, описывая происшествие, изрек фразу, сильно повеселившую моего товарища, да и меня тоже: «Тот медведь имел настроение меня съесть!». Однако ж, благодаря комьям, не съел…
Сноски
1 Территория современного Андреапольского района в XI-XII веках входила в состав Киевской Руси. В период феодальной раздробленности длительное время принадлежала самостоятельному Торопецкому уделу (относившегося, в свою очередь, к Псковщине), а также смоленской земле, Новгороду, в XIV-XV веках - Великому Княжеству Литовскому.
2 Множественное число в Тверской и Псковской губерниях.
3 На фото из краеведческого музея вы можно видеть типичные «развернутые» грузовые комья. То, что корпуса лодки распаривались, хорошо видно по внешнему виду бортов.
4 В разных регионах назывались по-разному: шканты, колки.
5 Брокгауз и Ефрон: «…Волкота (около 50 вер.)[…] доставляет наибольшую массу воды (в оз. Охват), которая летом подпирает часто воду других речек (останавливает их течение) и выходит через р. Зап. Двину, текущую затем до Рижского зал. Балтийского моря…».
6 Здесь проходило так называемое «третье кольцо обороны Москвы», а в Андреаполе находился один из самых значимых военных аэродромов региона.
7 Эта же судьба постигла раритетный дуб на озере Наговье (исток реки Сережи, Торопецкий район Тверской области).
-
Памятник в Нижнем "горелом" Ильжо
Чтобы все мы помнили о минувешей войне, чтобы она не могла повториться, в 2000 году году дети из конного спортивно-исторического клуба при конеферме АОЗТ «Серебрянское» (теперь ООО «САТИС») установили… -
Сохраним наше озеро!
В Ильжовском озере не ловят рыбу сетями! Мы пытаемся сохранить наше озеро для рыбаков, жителей, гостей и дачников. Мы за то, чтобы можно было ловить рыбу с удовольствием, разрешенными законом…