Про художников и помещиков
Усадьбу Ильжо посещали весьма известные художники.
Здесь летом 1872 года жили и работали выдающиеся русские художники И.Н. Крамской, И.И. Шишкин и К.А. Савицкий.
Вот известная всем картина, которую написал Шишкин, а Савицкий вписал в неё медведей (но написана она не в Ильжо).
Сами художники в своих письмах называли адрес так: по Варшавской железной дороге, станция Серебрянка, усадьба госпожи Снарской. Правда, в одном письме к своему младшему товарищу, замечательному пейзажисту Ф.А. Васильеву Крамской отмечает, что Серебрянка, т.е. место получения писем, находится от усадьбы Снарской в девяти верстах, но это мало что могло подсказать исследователям, где же находилась сама усадьба.
Ответить на этот вопрос помогла обнаруженная нами в 1989 г. карта Лужского уезда 1848 года, где кроме населенных мест указывались фамилии помещиков, которым они принадлежали. На этой карте показано сельцо Среднее Ильжо помещицы Снарской, там, где находится современная деревня Ильжо.
В ильжовской усадьбе И.Н. Крамской работал над картиной «Христос в пустыне»,
только здесь осознав какой ответственности задачу он поставил перед собой, взявшись за эту тему. Вот строки из его письма Васильеву: «Лучше я Вам взамен рассуждений расскажу, что мы тут делаем. Во-первых, Шишкин все молодеет, т.е. растет - серьезно. Савицкий же как-то не идет вперед, остановился точно. А я, впрочем, нет, не под силу труд». И уже в другом письме: «До последних чисел сентября просидел я на Серебрянке и приехал в Петербург. «Христа» не кончил». Зато почти в каждом письме Крамской восторгается успехами И.И. Шишкина: «Шишкин нас просто изумляет, по два и по три этюда в день катает, до каких сложных и совершенно оканчивает». Известно, что Шишкин в Ильжо приступил к работе над своим, можно сказать, программным полотном «Лесная глушь», пейзажем, свидетельствующим о его новых достижениях в живописи и принесшим ему звание профессора живописи.
Кроме "Лесной глуши" в Ильжо были написаны картины "Полдень" и "Пруд в старом парке", вот они.