Храмы и часовни
Эта страница посвящена храмам и часовням, которые когда-то располагались в деревне Ильжо и соседних деревнях.
Ильжо
Часовня неустановленного наименования, каменная, сер. XIX в., разрушена до остатков фундамента (располагалась на противоположной от современной деревни стороне озера)
Часовня стояла на пологой возвышенности, рядом с древними захоронениями, курганно-жальничным могильником, где выявлено 13 курганных насыпей высотой до 1,2 м с каменными обкладками в основании и «жальничный ряд» длиной 30 м. (В. Лапшин).
Фото. Жальники (курганные насыпи) рядом с часовней
Селище X-XVII вв. было обнаружено к северу от могильника, на поле.
Фото. Вид на место, где располагалась деревня
Очевидно, что часовня освящала собой это место, почитаемое многими поколениями деревенских жителей. По этому поводу, наверняка, существовали ныне забытые легенды и предания. Первоначально часовня была деревянной, ее заменили на каменную в середине-конце XIX в.
Вот современный вид руин этой часовни
Часовня во имя Казанской иконы Божией Матери, каменная, арх. Ф.Л. Миллер, проект 1895 г., не сохранилась
На окраине деревни располагалась железнодорожная платформа, называвшаяся "Фан-дер-Флит" (ныне "151 км" или, иногда "Калгановка")
Вблизи платформы Я.Я. Фан-дер-Флит на свои средства возвел каменную часовню, проект которой разработал в 1895 году архитектор Фердинанд Логинович Миллер (1832-1900), автор многочисленных построек в Петербурге, сооружений Петергофской железной дороги, вокзала в Ораниенбауме.
Часовня представляла собой восьмигранный центрический объем с шатровым деревянным верхом, увенчанным главкой на круглом барабане. Архитектурный интерес представляет решение входа как узкого арочного проема с высоким лестничным маршем и наружным обрамлением в виде накладного портика.
Заполье, часовня во имя Рождества Иоанна Предтечи, каменная, 1914 - 1915 гг., арх. В. Фиделли, сохранилась в руинах.
Деревня Заполье Серебрянской волости находится по западную сторону железной дороги на Псков. Грунтовая дорога связывает ее с шоссе Луга - Серебрянка, пересекаясь с ним юго-западнее деревни Смерди.
Часовня была поставлена на краю деревни со стороны Смердей, на бывшей Гдовской дороге, шедшей по малонаселенной местности, приближаясь к быв. имению «Темные ворота» и далее на Стаи (ныне Псковской области). Сейчас это частью полевая, частью лесная дорога.
Еще лет двадцать назад местные жители называли часовню «Ванина часовня», хорошо помня того, чьими стараниями она была построена. Это был их земляк, запольский крестьянин Иван Васильевич Мошняков. Часовня была построена им на собственные средства «в память освобождения крестьян от крепостной зависимости императором Александром II 19 февраля 1861 года». К сожалению, мы мало задумываемся об этой дате. Даже спустя десять лет после начала «демократических реформ» не вспомнили о 140-летнем юбилее, этого уникального для России подлинного демократического акта, положившего начало новой истории страны со всеми ее последующими метаниями, бедами и бесспорными достижениями.
Строительство часовни было задумано Мошняковым под воздействием празднования 50-летия падения крепостного права. Часовня должна была иметь торжественный вид. Перед ней Мошняков решил поставить памятник царю-освободителю.
Проектировал часовню и весь мемориальный комплекс петербургский архитектор Виктор Игнатьевич Фиделли (1857 - ?), в 1884 г. закончивший Академию Художеств. В Петербурге известна лишь одна постройка Фиделли- доходный дом, построенный им для Великого князя Петра Николаевича на Петроградской стороне. Запольская часовня, ещё одна работа этого зодчего, лишний раз доказывает правоту утверждения, что Петербург и губерния являются составными частями некоей, общей для них историко-культурной целостности.
Фиделли спроектировал часовню в традиционно русском стиле. Самое интересное, что в ее облике отчетливо прослеживается сходство с лужским Воскресенским собором. Достаточно взглянуть на главку, барабан и шатровый верх часовни, на общее решение арочного портала, декоративный пояс из трех кокошников над тягами карниза. Перед часовней, на круглой площадке, оформленной симметрично решенными газонами, был поставлен бюст Александра II на высоком, квадратного сечения постаменте.
Участок всего этого мемориального комплекса имел треугольную форму с основанием по красной линии застройки. Часовня как бы открывала собой начало деревенской улицы.
Судьба часовни печальна. После нескольких совершенных в ней служб она сгорела вместе едва ли не со всей деревней. Часовня была восстановлена опять же ее создателем, при поддержке местных жителей и сгорела снова в памятные годы политики воинствующего атеизма. К нашему времени от нее остались лишь голые стены на основании из естественного камня, да еще незабывшееся имя ее устроителя Ивана Мошнякова.
Смерди (Серебрянской вол.), церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, деревянная, 1868 г., закрыта в 1940 г., не сохранилась.
В 1860-е годы одним из местных помещиков, капитан-лейтенантом А. Степановым, в Смердях была построена однопрестольная деревянная на каменном фундаменте церковь, освященная во имя Казанской иконы Божией Матери. Церковь была построена по проекту архитектора Федора Борисовича Нагеля (1831 (32?) -1903), выпущенного в 1854 г. из Академии художеств. Вероятно, это его первая и единственная церковь, к проекту которой он приступил в конце 1850-х годов, что вообще позволяет считать церковь в Смердах наиболее ранней из известных его работ.
Храм был освящен 21 октября ст. стиля 1868 г. благочинным лужским протоиереем Петром Григорьевым, антиминс - епископом Палладием 25 февраля того же года. «Кроме Степанова об устроении храма заботился первый, определенный сюда священник Мариинской церкви Петр Степанович Силин». Здесь, под Мариинской церковью, скорее всего, подразумевается церковь при Мариинской женской прогимназии в г. Луге, размещенной в здании, изначально предполагаемом под богадельню.
Для деревянного сооружения церковь в Смердях выглядела достаточно внушительной - длиной, включая колокольню, свыше 24 м., высотой - около 7 м. Церковная колокольня была построена с одним ярусом и достигала высоты до карниза более 11 метров. Над серединой церкви возвышалась единственная глава характерной коронообразной формы.
Восьмерик звона имел высокий шатровый верх с изящной шлемовидной главкой на столбчатом барабане. Церковь была обнесена штакетниковой оградой с резными столбами ворот, окружена растущими в ограде деревьями. Здесь же в ограде располагалось изначально и кладбище, закрытое к началу XX века.
Приход Казанской церкви в Смердях был довольно обширный, насчитывал 14 деревень, включая Бараново, Ильжо, Заполье, Середку, Кут, Пустошку и т.д. Крестные ходы совершались 23 апреля, 1 и 8 июля. В приходе праздновали Николая Чудотворца, Покров, Успенье, Флора и Лавра, Казанскую Б.М., Георгия. «В эти дни служатся по деревням молебны, после молебна священник благословляет молящихся хлебом-солью».
Дополнительные сведения о церкви и приходе находим в документах начала 1900-х годов, где отмечается хорошее содержание храма, достаточность церковной утвари, наличие в приходе 6 часовен и усердие к храму прихожан. «Прихожане к храму усердны, много есть пожертвованных вещей, религиозны, поминают усопших, служат много молебнов. Когда приносится из Череменецкого монастыря икона Св. Иоанна Богослова, молебны служат прихожане у своих домов».
В приходе было три школы. Первую из них, церковно-приходскую, построил в 1870-е гг. на свой счет председатель местного церковного попечительства, петербургский купец Леонтий Павлов. Действовала в Смердях также земская школа и школа грамоты. Наибольшие успехи показывали ученики земской школы. Учащиеся же церковно-приходской школы «ничего не знают, кроме молитв, потому что законоучитель не посещал школы»...
В 1905-м году в приходе была открыта еще одна школа, церковно-приходская, в д. Пустошка.
На фотографиях дореволюционного и советского времени церковь в Смердах изображена со стороны колокольни и северного фасада, что позволяет судить о ее архитектурных особенностях, общей выразительности облика.
Смерди, бесспорно, относится к литературным местам района и области, как связанные с биографией и литературным творчеством великого князя и популярного в прошлом поэта К.К. Романова.
Этой теме на данном сайте посвящена отдельная страница.
История усадьбы в Смердях, где останавливался «К.Р.» остается малоизвестной. В начале XX века она принадлежала помещику НА. Павлову, который создал при ней образцовое хозяйство, продукция которого демонстрировалась на ряде выставок, в том числе и лужской в 1910 году. До войны в усадебном доме располагалась сельская школа.
Деревня Смерди со всеми своими строениями, бывшей усадьбой, церковью полностью сгорела в годы войны. На месте усадьбы сохранились только остатки парка с вековыми дубами и липами, фрагменты аллей.
В деревне все меньше остается старожилов, тех, кто может указать, где стояла в Смердях Казанская церковь. Пока не поздно, хорошо бы на этом месте установить памятный знак, или, лучше всего, часовню, по примеру других мест района.
Серебрянка (Серебрянской вол.), церковь во имя Преображения Господня в бывшем селе Большие Клобутицы, деревянная, 1919 - 1920 гг., закрыта в 1939 г.
Церковь в с. Большие Клобутицы была начата строительством незадолго до революции. Строительные работы были прерваны революцией и началом Гражданской войны.
Церковь перестала быть действовавшей в 1938 г. и в дальнейшем была передана под клуб.
Первый клуб (дом культуры и отдыха) был деревянным. Он был построен из брёвен разобранной церкви Преображения Господня из деревни Малые Клобутицы. Эта церковь была построена на пожертвования купцов в 1919 году и действовала до 1939 года. В музее при конеферме ООО "Сатис" хранится крест от хоругви, найденный на месте, где стояла церковь. В 70-х годах рядом с деревянным клубом был построен кирпичный танцевальный зал, а в 80-х обветшалое деревянное здание заменили кирпичным, но следы от деревянной пристройки видны на стене зала до сих пор
Старая Середка (Межозерной вол.), часовня во имя Свв. Флора и Лавра, деревянная, первой иолов. XIX в., каменная, конец XIX - нач. XX в., сохранилась в аварийном виде.
Деревня Старая Середка (до середины XIX в. - Середка) расположена справа от автодороги Луга - Псков на юго-восточном берегу оз. Пишелевского, разделенного перемычкой с находящимся к северу от него оз. Раковическим. В прошлом деревня Середка относилась к Петровскому погосту (см. Петровская Горка).
История часовни в Старой Середке мало изучена. До конца XIX в. она оставалась деревянной. Постройка вместо нее каменного храма возможно связана с каким-либо памятным событием, например, с 300-летием Дома Романовых.
Если судить по существующему виду, часовня сложена из кирпича, квадратная в плане, имела по окну с северной и южной стороны, с востока имела прямоугольный выступ для размещения алтаря. Очевидно, часовню перекрывала четырехскатная крыша с установленной по ее верху главой на деревянном барабане. Вход в часовню оформляет фигурный парапет, решенный в виде симметричной композиции, состоящей из трех частей: центрального столба с ромбовидным верхом в окружении треугольных фронтончиков. Угловые пилястры, накладные наличники арочных окон придавали часовне архитектурно завершенный облик.
В послевоенные годы часовня использовалась как склад удобрений.
Кроме часовни в Старой Середке имеется несколько жилых домов и хозяйственных построек, также представляющих историко-архитектурный интерес.
Старая Середка (Межозерной вол.), часовня во имя Свв. Флора и Лавра в бывшей деревне Кут, деревянная, пер. пол. - середины XIX в., не сохранилась.
Деревня Кут находилась на правом берегу речки Кутки, впадающей в Раковическое озеро. Ныне территория бывшей деревни Кут входит в состав деревни Старая Середка, представляет ее западную окраину.
Когда-то из Кута шли две дороги: на Смерди и д. Дубровку. У разветвления этих дорог и могла находиться здешняя часовня.
Шильцево (Ретюньской вол.), часовня неустановленного наименования, деревянная, XIX в., существовала до 1970-80-х гг.
Деревня Шильцево лежит на дороге Ретюнь - пос. Серебрянский, на западном берегу оз. Шильцевского. Окрестности деревни поражают обилием памятников археологии, свидетельствующих о ее древности. Непосредственным предшественником современной деревни может считаться открытое в 1985 г. селище XIV - XVI вв., находящееся на восточном берегу озера в 400-х метрах от Шильцево.
В прошлом территория современного Шильцева делилась на два поселения: собственно деревню и пос, Никольское, образовавшаяся на основе одноименной помещичьей усадьбы (мызы), ранее называемой Вошково и лежащей к югу от дороги. История мызы Никольской (Вошковой) подробно изложена в книге Н.В. Мурашовой и Л.П. Мыслиной о дворянских усадьбах Лужского района. Что же касается непосредственно деревни, то она по праву может считаться одним из памятных мест, связанных с ближайшими родственниками поэта Александра Блока: его прадедом Александром Ивановичем, дедом Львом Александровичем, родным дядей Петром Львовичем Блоками.
Петр Львович Блок становится владельцем Шильцево к 1890-м годам. До этого он, окончив курс юридического факультета Петербургского университета, воевал добровольцем во время турецкой войны, затем посвятил свою жизнь адвокатуре. Это был человек, любивший литературу и музыку. Известно, что отношения А.А. Блока с отцом и родственниками по отцовской линии были непростыми, но Петр Львович, видимо, составлял исключение. Поэт бывал в его петербургском доме, участвовал в литературных вечерах, о чем свидетельствуют его дневниковые записи.
Что касается часовни в Шильцево, то ее обследование производилось в 1971 году по линии Ленинградского отделения ВООПИК. Тогда же было выявлено местное предание, что это была точная копия часовни времен Ивана Грозного, стоявшей на этом же месте.
Источник информации:
А.В. Носков, Лужские храмы. В 2 т. Т. 1 / А.В. Носков, О.В. Набокина. - Луга: Изд-во Голубева, 2012. - с: ил. -("История Лужского края")