История усадьбы Среднее Ильжо
Источник: http://www.akra-city.ru
Старинное сельцо Ильжо с господской усадьбой и деревнями Селище, Яконово и Клабутинцы купила у наследников Скобельцына вдова капитана 2-го ранга Мария Николаевна Бизюкина, от нее имение перешло сыновьям Николаю и Алексею Дмитриевичам. Не желая делиться, они в 1848 г. продали его Марии Александровне Снарской, владевшей им 40 лет и создавшей новую усадьбу, сохранившуюся до наших дней.
Дочь инженер-полковника Александра Григорьевича Вансовича Мария Александровна провела детство с матерью в Белогорке, чудесной усадьбе на высоком берегу реки Оредеж, устроенной в начале XIX в. ее дедом Францем Францевичем Беллем. После смерти родителей Мария Александровна с пятью сестрами стала совладелицей этого имения. В 1846 г. она вышла замуж за полоцкого помещика коллежского секретаря Вильгельма Осиповича Снарского. Супругам хотелось иметь свое собственное имение. Им и стало Среднее Ильжо.
Мария Александровна деятельно занялась хозяйством имения и усадьбой. Семья росла, в 1850 и 1854 гг. родились дети Александр и Федор. Старые усадебные постройки были отремонтированы, обновлены сад и парк, заведены молочня и птичник. В 1858 г. среди дворовых при усадьбе были староста, кучер, пастух, столяр, скотник, птичница, садовник. Это говорит о хотя и скромной, но вполне удобной в бытовом отношении жизни в усадьбе, которая стала называться Мариенберг, по имени ее владелицы.
После крестьянской реформы 1861 г. многие помещики переселяли крестьян подальше от усадеб, но Снарская решила иначе и создала новую усадьбу, к югу от сельца. Муж Снарской умер еще в 1858 г., и ей одной пришлось решать все вопросы по устройству усадьбы. Мария Александровна с детства питала любовь к усадебному быту, хранила память о белогорском доме, поставленном на краю крутого берега реки, о необозримых просторах, открывавшихся с бровки склона. Теперь ей предстояла настоящая творческая работа, как когда-то ее деду Ф.Ф. Беллю.
Автор усадебного комплекса Среднее Ильжо был, несомненно, человеком с большим вкусом. Об этом говорит уже сам выбор места, предопределивший романтический характер усадьбы. Дело в том, что окрестности Ильженского озера относятся к камовым и камово-озерно-ледниковым ландшафтам. Им свойственно чередование высоких крутых холмов с озерами и болотистыми чащами, сплошь покрытыми темными елями и соснами. Этот холмисто-моренный неспокойный рельеф придавал местности загадочность, а темные чащи даже некоторую жутковатость.
Планировка новой усадьбы как бы следовала за очертания ми холмов, врезающихся в низины, иногда соединявшихся между собой в гряды, а иногда разделенные западинами. Эта расчлененность рельефа позволила образовать отдельные зоны, соединив их дорожками. С давних пор по этим холмам проходила дорога из сельца Ильжо в деревню Нижнее Ильжо, огибавшая озера Ильженское, Вражское и Лисичкино. Сейчас направление этой дороги можно определить но уцелевшим рядам деревьев.
Сама природа подсказала место для постановки усадебного дома, создав двухступенчатый уступ высокой террасы сложного рисунка, нечто вроде трилистника с вытянутым в сторону озера центральным листочком. В основании этого мыса, окруженного ложбиной лежал отрезок старой дороги, что обеспечивало удобный подъезд с одной стороны и постепенный сход по уступам с озерной стороны, не говоря уже о широчайших панорамах, открывавшихся с мыса на озеро и противоположные берега.
Поставленный на мысу деревянный обшитый тесом двухэтажный на каменном фундаменте усадебный дом — типичный образец загородного дома в «русском стиле» конца 1860-х — начала 1870-х гг. Это было время поисков национального стиля, но решалась задача по-разному. Автор усадебного дома пошел по рациональному пути, соединив определенную живописность внешнего облика с функциональной целесообразностью. План дома, вытянутого вдоль дороги, был многоступенчатым: апсида-эркер, квадрат центральной части, несколько заглубленный притвор и, наконец, узкое крыльцо. Динамичность композиции достигалась тем, что каждый объем — крыльцо, притвор, центральный сруб — завершались высокими треугольными фронтонами, возвышавшимися друг над другом. Им вторили завершения ризалитов, отмечавших центры поперечной оси, со стороны подъезда и озера. Цельность, присущая компоновке масс, органически сочеталась с декором, который подчеркивал конструкцию. Он не был перенасыщен. Деревянное прорезное узорочье поясов, наличников, причелин, решетки балконов, перевязь столбов жгутами, создававшими подобие капителей, фигурные коньки, свисающие полотенца, отмечавшие стыки и углы, и красиво выделявшиеся на фоне горизонтальной тесовой обшивки лемехи придавали этому простому деревянному срубу нарядность и теплоту, навевали воспоминания о русских крестьянских избах.
Особенно выразительным был вид на дом со стороны озера, в тихие воды которого он смотрелся, как в большое зеркало.
(фото 1927 года)
С озерной стороны к дому, на высоту цоколя, была пристроена широкая лестница, спускавшаяся к видовой площадке на верхней террасе. Ее охватывали с двух сторон полукруглые лестницы, как два рукава, соединявшиеся внизу у озера. С этой площадки, с террас и балконов дома открывался элегический вид на большую воду и прибрежье восточного берега, с мягкими купами деревьев лиственных пород, так гармонировавших со спокойным видом озера. (Фото 1993 г.)
Подъездная дорога отделяла дом от большой поляны, окруженной по полукругу обводной дорожкой, повторяющей плавные очертания краев уступа. По обеим ее сторонам были высажены куртины декоративных кустарников спиреи, жасмина, дерена, сирени, розы, а на поляне свободно раскинулись ясени, клены, сосна кедровая сибирская — экзот, редкий в наших краях.
Эта центральная часть усадьбы дорожкой соединялась с другой, где на краю уступа, близко к озеру, были поставлены жилой флигель, людские, ледник, кухня, службы. Хозяйственных заведений в новой усадьбе не было, они остались в старой усадьбе, находившейся всего в 500 метрах от новой, которая предназначалась только для отдыха владельцев и гостей, а также дачников.
Окрестности Ильженского озера, изобилующие необычными видами с холмами, лощинами, лесными чащобами, привлекли сюда и художников. В 1872 г. у М.А.Снарской снимали на летнее время дачу И.Н.Крамской, К.Л.Савицкий, И.И.Шишкин. Они исходили всю прилегающую к усадьбе местность, рисовали этюды. Крамской писал Ф.Л.Васильеву: «Шишкин катает но два-три этюда в день... Шишкин — верстовой столб в развитии русского пейзажа». Действительно, Шишкин написал здесь картины «Полдень», «Пруд в старом парке» и «Лесная глушь». За последнюю он получил в 1873 г. звание профессора.
После смерти Марии Александровны ее сыновья, не желая делиться, в 1887 г. продали имение с усадьбой площадью 10 десятин баронессе, жене действительного статского советника Варваре Сергеевне Корф, урожденной Вревской. Через три года она перепродала поместье потомственному почетному гражданину Якову Яковлевичу Фан-дер-Флиту. Он сразу же начал интенсивное строительство. Вблизи парадной части, у перекрестка въездной аллеи с огибной дорожкой, ведущей к озеру, поставили по одну сторону охотничий дом, по другую — молочню. Они ограничивали парадную часть усадьбы и фланкировали въезд на служебную половину. Архитектура их была предельно проста, рациональна, но открытая кладка из красного кирпича придала им живописность. Полностью каменными были только их первые этажи, а вторые деревянными, лишь обложенными кирпичом снаружи. Рядом с молочней, над старым ледником, возвели такой же смешанной кладки кладовую, а за нею, ближе к озеру, построили оранжерею, сложенную из огромных глыб тесаного камня. Ее руины и сейчас имеют внушительный вид.
По оси въездной аллеи поставили дом управляющего, а за ним каретный сарай, сложенный из валунов, схваченных в углах и проемах кирпичной кладкой. С востока эти постройки отделялись старинной дорогой, соединяющей Среднее Ильжо с южными деревнями и озерами. На отдельном, высоком холме, к юго-западу от усадебного дома, Фан-дер-Флит устроил большую хозяйственную зону со скотным двором, хлевом, кузницей, конюшней, телятником, овощным складом, людскими, сараями и амбарами. О них сейчас напоминают руины из глыб дикого камня, свидетельствующие о масштабах и прочности построек. Этот высокий холм, обособленный от других участков усадьбы, был весьма удобен для разведения огородов и фруктовых садов.
Распределение на отдельные зоны — парадную, служебную и хозяйственную — диктовалось самим рельефом, состоящим из холмов, разделенных низинами и западинами, по которым проведены дорожки, их соединяющие.
Въезд в усадьбу Фан-дер-Флит оформил чугунными воротами. Их поставили там, где от въездной аллеи отходила теперь дорога к железнодорожной станции. Платформа стала называться Фандерфлитовской, по фамилии владельца, уступившего в 1892 г. под ее устройство часть своей земли. Вдоль этой новой дороги высадили липы, а по границам усадьбы — ели. Тогда же около платформы Яков Яковлевич на свои средства возвел часовню по проекту архитектора Ф.Л.Миллера, построившего несколько сооружений вдоль Петергофской железной дороги, здание вокзала в Ораниенбауме, а также несколько доходных домов в столице.
Фан-дер-Флит постарался и усадебный дом сделать более современным и комфортабельным. В 1894 г. он произвел его капитальный ремонт. Из отчетов по нему мы узнаем, что в доме были кабинет, зал, гостиная, столовая, туалетная, биллиардная, личные покои хозяина и его сына. Благодаря постройке водокачки в 1909 г. в дом провели водопровод, устроили клозеты и ванны. Лестница, видовая площадка и спуск к озеру были бетонированы и потому так хорошо сохранились до наших дней.
К 1909 г. в усадьбе насчитывалось 20 построек. Деревянными были усадебный дом, квартира кучера, скотный двор и конюшни, квартира пастуха, хлев, людская, амбар, бани, рига, молотильня, здание для локомобиля, мельница, сараи, кузница, а каменными — водокачка, овощной склад, оранжереи, каретный сарай. Охотничий дом, молочня, кладовая, дом управляющего состояли из каменного нижнего этажа и деревянного верхнего. Все новые постройки были прочными, солидными и соответствовали современному уровню. Из хозяйственных построек уцелели лишь каменные и смешанной кладки, возведенные Фан-дер-Флитом, а также построенные еще Снарской барский дом и два жилых флигеля, сдававшиеся ею под дачи.
После смерти отца в 1911 г. имение унаследовал Василий Яковлевич Фан-дер-Флит, статский советник Министерства императорского двора, камергер. С женой Елизаветой Эдуардовной он все летние месяцы проводил в этой прекрасной усадьбе.
Несмотря на многие утраты, и сейчас прогулка по необычной усадьбе, расположенной на холмах, оставшихся со времени отступления ледников, доставит немало удовольствия и даже удивления из-за многообразия видов, открывающихся из нее.
Источник: http://www.akra-city.ru